Казалось бы, что может быть лучше для рынка, чем высокий потребительский спрос

13 Мая, 2011 Г.
Однако нынешняя ситуация с кондиционерами абсурдна.

37da122f5f84f6540a1cc0e2250085b8.jpgВ Москве и окрестностях еще не очень жарко, но рынок бытовых кондиционеров пребывает в таком состоянии, будто аномальная жара стоит уже как минимум с февраля.

Если сравнивать с прошлым маем, розничные цены на некоторые модели кондиционеров известных японских брендов выросли почти вдвое, корейские аппараты стоят как японские в прошлом году, а за ними по ценам уже подтягивается и техника китайских товарищей.

В том, что цены на кондиционеры в 2011 году вырастут, никто не сомневался. Ажиотажный спрос лета прошлого года, когда монтажники работали практически круглосуточно, безусловно, стал основной предпосылкой для роста цен. Но прошлый год закончился, каким будет нынешнее лето — никто точно не знает. Тем не менее практически все дистрибуторы климатической техники, существенно увеличив поставки на этот год, весной начали поднимать цены. Любой желающий может проследить динамику роста, сравнив мартовский и апрельский дилерские прайс-листы, к примеру, компании "Термотрейд" — официального дистрибутора японских систем кондиционирования Daikin (один из самых дорогих и престижных брендов на нашем рынке). Положим, позиция RXR28E (наружный блок сплит-системы) в марте стоила €1402, а с 25 апреля — уже €1682.

Стоит отметить, что многие участники рынка, правдами и неправдами добивающиеся сейчас от дистрибуторов кондиционеров, уже внесли за них 100% предоплаты, которую, в свою очередь, получили от своих клиентов. В марте получил огласку скандал, связанный с крупным дистрибутором климатической техники — группой компаний НИМАЛ. На форуме, работающем на официальном сайте дистрибутора, было опубликовано открытое письмо генеральному директору НИМАЛ Леониду Кирякову, подписанное коллективом дилера SplitStream. Авторы письма недоумевали, почему из партии "заказанных, оплаченных и обещанных кондиционеров Toshiba нам отгрузили лишь 20%, остальные продали другим компаниям", а позже "подняли цены на уже оплаченную технику, в том числе на ту, которая была нами уже давно оплачена и обещана в начале марта". В ответном письме господин Киряков признал, что обида на его компанию абсолютна справедлива и "если бы был хоть один шанс не делать непопулярных шагов, мы бы им воспользовались". Причиной возникшего недоразумения гендиректор НИМАЛ назвал форс-мажор: "Мы сами заложники обстоятельств, и не стоит обвинять нас в том, что выше возможностей людей. В связи с поднятием цен некоторыми производителями и, самое главное, большим смещением сроков поставок в данный момент не столь важна цена техники, сколько ее наличие". Последняя фраза очень точно отражает нынешнюю ситуацию.

Таким образом, получается, что никто в том, что происходит, вроде бы не виноват: дилеры повышают цены, потому что их повышают дистрибуторы, а кондиционеров на всех не хватает. Дистрибутор же повышает цены, потому что их поднимает производитель, а форс-мажорные обстоятельства срывают сроки поставки. Так и хочется сказать, что, следуя этой логике, форс-мажор с поставками и растущие цены — следствие ажиотажного спроса со стороны конечных потребителей. Круг замкнулся.

Новый соседский кондиционер вызывает зависть у тех, у кого его еще нет, и сочувствие тех, кто поставил его прошлым летом.